Автомобильный портал

Портал посвящен автомобильным новостям

Двенадцать колес для «Пионера»: новый шестиосный ракетоносец МАЗ-547В

17.09.2017 admin Нет комментариев

Двенадцать колес для «Пионера»: новый шестиосный ракетоносец МАЗ-547В
Вслед за разработками и принятием на вооружение межконтинентального ракетного комплекса «Темп-2С», о котором речь шла в предыдущей статье, в Советском Союзе проводилось проектирование его «младшего собрата» — совершенно секретного мобильного стратегического ракетного комплекса (СРК) «Пионер» среднего радиуса действия с ядерными боезарядами. За способность поражать любые объекты в Западной Европе он получил гордое прозвище Гроза Европы.

Двенадцать колес для «Пионера»: новый шестиосный ракетоносец МАЗ-547В
Один из символов мощи советского ВПК — ракетный комплекс «Пионер» на шасси МАЗ-547В

Для него в СКБ-1 Минского автозавода был создан доработанный 55-тонный шестиосный автомобиль-шасси МАЗ-547В (12×12), унифицированный с базовой моделью МАЗ-547А и максимально приспособленный для несения пусковых ракетных установок семейства «Пионер». Они базировались в закрытых металлических ангарах с раздвигавшейся крышей и несли боевое дежурство на скрытых хорошо закамуфлированных местах дислокации в отдаленных лесных регионах.

Двенадцать колес для «Пионера»: новый шестиосный ракетоносец МАЗ-547В
Запуск баллистической ракеты средней дальности с установки «Пионер» (из архива МЗКТ)

Автомобиль-ракетовоз МАЗ-547В для комплекса «Пионер» (1974–1984 гг.)

Несмотря на конструктивную идентичность автомобиля МАЗ-547В с базовым шасси МАЗ-547А специальные требования по монтажу новой боевой надстройки и спецоборудования привели к несущественным модификациям машины, наглядно отразившимся в ее внешних очертаниях. В результате частичной перекомпоновки передней части на ней осталась только одна левая кабина водителя, а правую сдвинули чуть назад и приподняли примерно на метр выше так, что она «висела» непосредственно над передним правым колесом. В освободившемся пространстве устанавливался достаточно объемный опускавшийся на грунт нижний прибор технологического оборудования, представлявший собой автоматическую гирокомпасную установку (АГК), входившую в состав бортовой системы прицеливания ракеты.

Двенадцать колес для «Пионера»: новый шестиосный ракетоносец МАЗ-547В
650-сильное шасси МАЗ-547В с двумя разными кабинами для комплекса «Пионер» (фото автора)

Новая верхняя одноместная стеклопластиковая кабина, прозванная скворечником и поочередно служившая командиру экипажа и оператору-наводчику, имела специальную конструкцию с треугольной формой крыши, двумя небольшими боковыми окошками и вентиляционным лючком в передней панели. Наличие АГК привело к перекомпоновке передка и изменению конструкции бампера с двумя раздельными зарешеченными кожухами световых приборов. Его левая часть с буксирным крюком жестко крепилась на передней части рамы, а правую консольную секцию сделали откидной.

Двенадцать колес для «Пионера»: новый шестиосный ракетоносец МАЗ-547В
Автомобиль-шасси МАЗ-547В с приподнятой правой одноместной кабиной (фото автора)

На автомобиле МАЗ-547В, как и на МАЗ-547А, были использованы силовой агрегат В-38 мощностью 650 л.с., приспособленный для работы на дизельной солярке, бензине А-72 или авиационном керосине, и гидромеханическая трансмиссия с планетарной коробкой передач. От нее крутящий момент через редуктор с межосевым самоблокирующимся дифференциалом сначала подавался на главные передачи двух средних мостов — третьего и четвертого, а затем последовательно перераспределялся на соседние — второй и первый, пятый и шестой, снабженные межколесными дифференциалами и планетарными колесными редукторами. Постоянное и надежное сцепление колес с грунтом обеспечивали независимая рычажная подвеска с гидропневматическими упругими элементами и гидробалансирные связи передних и задних тележек каждого борта. Все размерные и весовые параметры МАЗ-547В практически не отличались от базовой версии.

Двенадцать колес для «Пионера»: новый шестиосный ракетоносец МАЗ-547В
Первый образец МАЗ-547В с тремя передними управляемыми мостами и балластной нагрузкой (из архива МЗКТ)
Двенадцать колес для «Пионера»: новый шестиосный ракетоносец МАЗ-547В
Испытания второго образца с семиметровой монтажной длиной рамы (из архива МЗКТ)

Первые два прототипа МАЗ-547В появились в 1974 году и сразу же были отправлены на завод «Баррикады» под спецкомплектацию. За 11 лет в Минске собрали 538 таких шасси.

Двенадцать колес для «Пионера»: новый шестиосный ракетоносец МАЗ-547В
Пусковая установка 15У106 комплекса «Пионер» при выезде из ангара «Крона»

Ракетные комплексы «Пионер» на шасси МАЗ-547В

Главным объектом, ради которого создавался этот автомобиль, был первый в СССР подвижный ракетный комплекс «Пионер» средней дальности в нескольких исполнениях. Для установки ракетных систем шасси МАЗ-547В оборудовали подъемной мачтой с гидроприводом для приведения ракеты в вертикальное стартовое положение, средствами контроля за ее техническим состоянием, подготовки и проведения пуска, а также системой горизонтирования при помощи четырех гидравлических домкратов, обеспечивавших устойчивость машины при запуске ракеты и полную разгрузку узлов ходовой части. В кабине оператора размещались переговорное устройство с водителем, радиостанция для связи с машинами сопровождения, цифровая вычислительная машина и пульт управления системой прицеливания.

Двенадцать колес для «Пионера»: новый шестиосный ракетоносец МАЗ-547В
Первая пусковая установка комплекса «Пионер» на доработанном шасси МАЗ-547В

Весной 1976 года на вооружение был принят комплекс 15П645 «Пионер» с установкой 15У106 для запуска ядерной баллистической ракеты, помещенной в транспортно-пусковом контейнере (ТПК) и способной поражать наземные объекты противника на расстоянии 4,7 тысяч километров. Ее запуск производился при помощи минометной установки с пороховым аккумулятором давления, выбрасывавшим ракету из ТПК. При этом ракетный двигатель автоматически включался на безопасной высоте, исключавшей нанесение повреждений раскаленными газами и загорание контейнера, элементов пусковой установки и наземных устройств. Точность попадания достигала рекордной по тем временам величины — 500 метров. Боевая масса машины с экипажем достигала 83 тонн.

Двенадцать колес для «Пионера»: новый шестиосный ракетоносец МАЗ-547В
Пусковая установка с ракетным контейнером на шасси МАЗ-547В с четырьмя гидроопорами
Двенадцать колес для «Пионера»: новый шестиосный ракетоносец МАЗ-547В
Комплекс «Пионер» в стартовом положении (реконструкция ЦКБ «Титан»)

В 1977 году развитием первого «Пионера» стал более совершенный вариант «Пионер-К» с обновленной ракетой с тремя разделявшимися термоядерными боеголовками и дальностью поражения пять тысяч километров.

Развертывание первых ракетных систем осуществлялось столь быстрыми темпами, что к 1984 году было изготовлено и поставлено на боевое дежурство 360 комплексов «Пионер», входивших в 48 ракетных полков РВСН.

Двенадцать колес для «Пионера»: новый шестиосный ракетоносец МАЗ-547В
Мобильный ракетный комплекс «Пионер УТТХ» («Пионер-2») средней дальности
Двенадцать колес для «Пионера»: новый шестиосный ракетоносец МАЗ-547В
Модернизированная пусковая установка 15У136 второго поколения на шасси МАЗ-547В (из архива МЗКТ)

Летом 1977-го началась разработка ракетного комплекса 15П653 «Пионер УТТХ» второго поколения с «улучшенными тактико-техническими характеристиками», имевшего упрощенное обозначение «Пионер-2». На вооружение его приняли в апреле 1981-го. Для него была создана модернизированная пусковая установка 15У136 с ракетой повышенной точности с тремя разделявшимися боеголовками и максимальной дальностью поражения 5,5 тысяч километров, а также новой аппаратурой управления, прицеливания, автоматики и гидропривода. К 1987 году на вооружении РВСН состояли 252 таких системы.

На стационарной боевой позиции ракетная установка 15У136, вывешенная на четырех гидравлических опорах

Двенадцать колес для «Пионера»: новый шестиосный ракетоносец МАЗ-547В
Двенадцать колес для «Пионера»: новый шестиосный ракетоносец МАЗ-547В

В начале 1980-х появился малоизвестный комплекс «Горн» системы управления РВСН, конструктивно практически не отличавшийся от «Пионеров» и служивший для создания дополнительной ударной силы в случае внезапного ядерного нападения на Советский Союз.

Без особых изменений на шасси МАЗ-547В перекочевало оборудование транспортно-перегрузочных агрегатов 15Т116 для доставки ТПК с ракетами из хранилищ или железнодорожных вагонов и перезаряжания пусковых установок комплексов «Пионер». Эта операция осуществлялась простым способом горизонтального перекатывания заряженного ТПК по продольным направляющими с перегрузочного агрегата на установленную сзади него боевую машину.

Двенадцать колес для «Пионера»: новый шестиосный ракетоносец МАЗ-547В
Перемещение ракетного контейнера с транспортно-перегрузочного агрегата на боевую машину (из архива МЗКТ)

Ракетные комплексы «Пионер», создававшие серьезную опасность вооруженным формированиям и союзникам США в Западной Европе и ставшие символом советской военной угрозы, тоже не давали покоя странам членам НАТО. Перестройка в Советском Союзе неожиданно широко открыла двери массированной атаке на новое советское руководство, активно проводившее в то время легкомысленную политику разоружения страны и перевода военных производств на мирные кастрюльки и сковородки.

Двенадцать колес для «Пионера»: новый шестиосный ракетоносец МАЗ-547В
Пусковые установки ракетного комплекса «Пионер-2» выезжают на боевые позиции

В результате столь недальновидной политики в декабре 1987 года по Договору о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (РСМД) комплекс «Пионер» по воле Соединенных Штатов подлежал снятию с вооружения и последующему уничтожению. К тому времени на боевом дежурстве находилось 405 пусковых установок и 105 неразвернутых систем.

Двенадцать колес для «Пионера»: новый шестиосный ракетоносец МАЗ-547В
Подготовку к старту (слева) и запуск ракеты комплекса «Пионер-2» (из архива МЗКТ)
Двенадцать колес для «Пионера»: новый шестиосный ракетоносец МАЗ-547В
Пусковая установка на вывешенном шасси МАЗ-547В после проведения залпа

Так без особых уговоров и санкций Америка легко добилась желанного результата: к маю 1991 года в СССР расформировали 56 ракетных полков, уничтожили 509 пусковых систем и 126 перегрузочных машин, подорвали все ракеты вместе с ТПК и размонтировали средства боевого обеспечения. Самой варварской была утилизация пусковых установок, которая заключалась в отрезании на глубину 80 сантиметров задней части рамы автомобиля, на которой монтировалась подъемная мачта для ракеты.

Двенадцать колес для «Пионера»: новый шестиосный ракетоносец МАЗ-547В
Пусковая установка комплекса «Пионер», подготовленная к уничтожению. Август 1988 года

Впоследствии сохранившиеся шасси МАЗ-547В в небольших количествах поступали в народное хозяйство, где в основном служили базой тяжелых автокранов единичного изготовления. Несколько разукомплектованных пусковых систем «Пионер» чудом сохранились в ряде российских и зарубежных военных музеев.

Из следующей статьи вы узнаете о новых шестиосных минских шасси и ракетном комплексе «Пионер» третьего поколения, которого по воле Америки также ждала неминуемая участь полного уничтожения.

Автор выражает благодарность за предоставленные материалы Ю. Д. Бабушкину, члену редколлегии каталогов «Оружие России 1996–1997»

На заглавной фотографии — шестиосное шасси МАЗ-547В для ракетных комплексов «Пионер» (фото автора).

Источник

Предыдущая запись

Следующая запись

Добавить комментарий

Почта не будет опубликована / Обязательны к заполнению *